Желание поехать на день в Вентспилс появилось и выросло в целое убеждение за первые четыре дня нашего пребывания в Латвии. Что-то мы уже знали из нашего путеводителя, но этого было недостаточно для окончательного решения; когда же совершенно разные люди стали говорить, что нам нужно обязательно съездить в Вентспилс, мы поняли – поедем.
Ранним утром подъем – Вика что-то пытается сказать про отпуск и святость сна, но только чисто механически. Автобус ждать не будет (это действительно так). На автовокзале за пять минут до отъезда автобуса все еще нет, зато стоит автобус у соседней платформы. Выясняю – этот идет до Кулдиги и отправляется через минуту. Мгновенно принимаем решение – вот мы, вот автобус, едем в Кулдигу (все равно собирались туда съездить), а в Вентспилс сегодня не судьба. Вика проходит в салон и садится, я задерживаюсь около водителя, чтобы расплатиться. Далее следует сцена, которая мне очень понравилась.
Я говорю водителю по-русски, что мне нужно два билета до Кулдиги. Он пробивает по кассе и говорит итоговую сумму по-латышски. Я достаю деньги и протягиваю 20 лат, при этом уже мысленно понимая, что меня с этими деньгами сейчас пошлют. Водитель что-то сердито отвечает и смотрит на меня. Я уточняю по-русски, не хочет ли он, чтобы я их разменял где-нибудь. Водитель, уже совсем сердито, что-то говорит про кассу – может, про то, что билеты нужно было заранее покупать, или про то, что в кассе можно разменять. Я понимаю, откуда сердитость – автобусу уже пора отправляться, а тут я с двадцаткой. Я обращаюсь к пассажирам автобуса с просьбой разменять купюру. По лицам вижу, что все меня понимают, но все качают головой. Тогда встает водитель и уже по-латышски просит пассажиров, чтобы кто-нибудь разменял мне несчастные двадцать лат. Бесполезно. Чтобы не сердить водителя, мы с Викой выходим и отмечаем, что не судьба, оказывается, ехать не в Вентспилс, а в Кулдигу. Автобус сразу же уезжает. Чтобы теперь Вентспилс наверняка стал нашей судьбой, я бегу в кассу и размениваю 20 лат. Через минуту подъезжает автобус, и еще через три минуты мы отъезжаем.
Километров через тридцать от Риги начинается дождь. То мелкий и нудный, то сильный и косой, он будет сопровождать нас сначала всю дорогу, а это более двухсот километров, до Вентспилса, затем в самом Вентспилсе и, наконец, почти всю дорогу назад.
Дорога, как ни странно, не тяготит, и двести километров пролетают незаметно. При выходе из автобуса сразу достаем зонтики – надежда, если не на солнце, то хотя бы на отсутствие дождя, не оправдывается. Ну что ж – значит, действительно судьба такая…
Некоторое время пытаемся привыкнуть к дождю, переждать его

Здесь маленькое отступление, потому что пришло время сказать несколько слов и про информационное обеспечение. Что поразило во всей Латвии – так это изобилие всякого рода информационных туристических центров, где можно получить – в виде брошюр, карт, буклетов или просто в словесной форме – любую информацию про интересующие вас достопримечательности. Такое ощущение, что каждый маленький городок, деревня рассмотрены чуть ли не под микроскопом, изучены все имеющиеся тома архивов разных государств – и все для того, чтобы привлечь туристов. Все сделано для того, чтобы в Латвию приезжали туристы, и все сделано для того, чтобы, оказавшись в Латвии, туристы не растерялись. Показателен в этом плане Вентспилс – город, транзит нефти через который уменьшается ежедневно, уверенно живет туризмом. В информационном бюро мы не только нашли ксерокопии карты города с обозначением основных достопримечательностей, но также море информации по Курземе и Латвии в целом. Цветные брошюры с картами по Латгалии, Курземе, Видземе с описанием десятков, сотен мест, интересных для посещения. Отдельное внимание привлек красочный путеводитель по Кулдиге – в нем содержалась информация не только по самому городу, но и его окрестностям, вплоть до Сабиле и Кандавы. Позднее, в Кулдиге, местные жители сначала улыбнутся этому путеводителю, а, посмотрев его, скажут, что ничего подобного они никогда не видели – там оказалось много такого, о чем они сами не знали. Или взять, например, маленький городок Тукумс. Есть несколько (у нас есть два, но мне кажется, что их больше) разных буклетов, рассказывающих про этот город и окружающие его поместья. Слоган везде один – настало время побывать в Тукумсе. Ты разумом понимаешь, что, по сути, городок маленький и эрмитажей там нет и быть не может, но подкупает то, с какой любовью рассказано про деревянные дома, окрестные поместья и древние городища.
Но пора возвращаться к Вентспилсу – мы набрали разных карт и брошюр, которые нам впоследствии очень пригодились, и вышли на улицу. Не обращая внимания на дождь, мы кружным – булыжником мостили сразу несколько улиц – путем прошли к Венте, по дороге увидев корову, забравшуюся на флагшток. Наверное, это одна из тех, известных, коров, которые разбросаны по всему городу – подумали мы. Потом мы видели еще нефтяную корову и одну в виду чемодана – наверное, самую большую.
А сколько всего коров в Вентспилсе, кто-нибудь может сказать? Говорят, сейчас многие из них проданы и покинули город.
Вику, как бывшего работника морского порта, не оставил равнодушным вид причальных сооружений, хранилищ и кранов, работавших на противоположном берегу Венты. Вика откуда-то из головы выудила информацию о том, что город является очень крупным центром по транспортировке калийных солей.
В дождь очень сиротливо смотрелся пришвартованный к причалу Георг Якоб – ни у кого из малочисленных туристов желания прокатиться по акватории порта не было. Я бы мог сказать, что туристов вовсе не было, но не буду кривить душой – одну неразлучную троицу мы трижды встречали в разных местах Вентспилса. Остальные прогуливающиеся были, скорее всего, местными жителями – мы их наблюдали либо с колясками на променаде, либо с маленькими детьми в замке. Да, откуда-то взялись еще два мотоциклиста в гидрокостюмах, которые потом вместе с нами с большим интересом осматривали здание тюрьмы на территории замка и сам восстановленный замок ливонского ордена.
Еще вдоль набережной стояли пришвартованными около тридцати яхт, в основном, из Германии и, судя по всему, участвовавшие в какой-то регате.
В замке, который был полностью восстановлен, интересно будет походить с детьми – именно на их восприятие рассчитаны многие экспонаты, которые можно потрогать руками, а также звуковое сопровождение, имитирующее то звук скрестившихся в поединке мечей, то топот скачущих лошадей. Интерактивный музей, одним словом. Все пояснения на стендах даны на латышском языке, но в каждом зале имеются и английские варианты. Понравилась экспозиция из истории города на последнем этаже главной башни. Там же есть дисплей, на который выведено изображение с видео камеры, установленной на крыше замка. Можно самим управлять камерой – вправо, влево, ближе, дальше, увеличение тридцатикратное. Можно было спокойно разобрать, что делали рабочие в порту на другой стороне Венты.
Узнав, что мы приехали из Риги, смотритель не смогла утешить нас, сказав, что дождь обещали на целый день. От нее же мы узнали, что в конце недели город будет праздновать свой семисот первый день рождения и что нам, наверное, стоило бы приехать в субботу.
Выйдя из замка, мы стали бродить по улочкам старого города, хотя, наверное, различие это очень условное. Одноэтажные деревянные дома, неширокие мощеные улицы –вроде бы ничего необычного, все простое, но откуда-то возник шарм, который с каждой новой улицей все усиливался. Совершенно пустынные улицы, по одной из них, прямо по середине, по-хозяйски прогуливалась чайка – увидев нас, она ничуть не испугалась и лишь чуть-чуть посторонилась. Причем пустынность улиц совершенно не вызывала чувства заброшенности – напротив, казалось, что все это – дома моряков: сами моряки сейчас далеко в море, а дома их ждут семьи, и вот в один прекрасный день моряки вернутся, и все дружно и радостно выйдут на улицы, и город оживет…
Спустя какое-то время дали знать себя наши промокшие ноги – все-таки дождь шел не прекращаясь. К этому времени мы уже направлялись в сторону парка и пляжа и поэтому решили сделать небольшую остановку. Расположились в первом же кафе, которое привлекло наше внимание – Jurasic brize, Морской бриз. Сначала заказали для согревания горячительный напиток, а потом и обед. Все очень понравилось (про солянку Вика сказала, что именно такую она ела только один раз – на Красной Поляне, горячее – свинина на косточке – было съедено вмиг, а фирменный десерт хотелось повторять снова и снова). За это время мы немного просохли и с новой энергией двинулись в путь.
Спустя минут десять мы уже заходили в музей под открытым небом. В отличие от Рижского музея, здесь очень много рыбачьих лодок, снастей и якорей. В одном из рыбацких домиков с нами заговорил смотритель, пожилой уже мужчина. Он с большим желанием стал водить нас по дому, показывал разную утварь и рассказывал про образ жизни в рыбацких деревнях. Узнав, что мы из Петербурга, он улыбнулся и сказал, что служил в наших краях, на Ладожском озере. Мы простились с ним очень тепло – он нас звал обязательно приехать на день города. Будет очень красиво, говорил он.
У нас не было основания не верить, мы только жалели, что отпуск не бесконечный и побывать в одном месте дважды у нас сейчас вряд ли получится.
Из представленных экспонатов запомнились уличные часы метра четыре высотой, выполненные для одного из помещиков мастером-умельцем – весь механизм виден сквозь стекло. Часы исправно работают до сих пор.
На территории музея начинается и маршрут парового поезда, который, делая большой круг по прибрежному парку, возвращается в музей с другой стороны. Правда, в этот день узкоколейка не работала, но мы подумали, что обязательно побываем тут еще с нашими детьми – им это понравится.
Выйдя из музея, мы решили все-таки дойти до берега Балтийского моря. Наш путь пролегал через ухоженный парк, который, несмотря на дождь, привлек нас еще и тем, что в нем предусмотрены всякие разные развлечения для детей – миниатюрный паром, фонтаны, железная дорога и целая полоса препятствий, где интересно будет детям любого возраста.
Чем ближе было море, тем сильнее дул ветер, и косой дождь поливал нас. На берегу мы долго не задержались – даже не смогли увидеть маяк. На обратном пути мы снова шли через парк и удивлялись, до чего нужно любить самих себя и детей, чтобы устраивать такие замечательные места отдыха, которые привлекают к себе, даже не смотря на проливной дождь.
Удивительно, но наше настроение от дождливого знакомства с Вентспилсом не только не испортилось, наоборот, оно коренным образом улучшилось. И не важно, что мы не попали на день города. И совсем не жалко, что шел дождь. Ведь самое главное, что мы тут все-таки побывали и почувствовали какую-то неуловимую притягательность этого «замка на Венте».